Проблема сохранения и улучшения здоровья детей школьного возраста является одной из приоритетных, поскольку именно это поколение в ближайшие десятилетия будет определять интеллектуальный потенциал страны и её экономические возможности.
Сегодня по мере продвижения по «школьной лестнице» происходит снижение числа здоровых детей за счет так называемых «школьных» болезней – нарушений осанки, зрения, функциональных нарушений пищеварения, кровообращения, что закладывает неблагоприятную основу возникновения неинфекционных заболеваний.
В учреждениях образования создаются условия, способствующие укреплению здоровья детей: проведена реконструкция системы искусственного освещения в учебных классах, что позволило добиться ежегодного снижения числа учреждений образования, не соответствующих гигиеническим требованиям по уровню искусственной освещенности.
В целях профилактики заболеваний с нарушением осанки у детей учебные кабинеты оборудуются не столами, а партами, а также конторками - стоячими рабочими местами для разгрузки позвоночника – с целью снятия статического напряжения у учащихся. Сегодня уже 100% начальных классов и практически все классы средней и старшей параллели имеют конторки. Оборудованы индивидуальные ячейки (шкафчики) в школах для учеников начальных классов, чтобы дети могли оставлять там вещи.
Что касается учебной нагрузки, то она также полностью нормирована. На законодательном уровне определены подходы к организации питания детей, основанные на принципах рационального и здорового питания.
В питании детей запрещены копчености, закусочные консервы, острые соусы, кулинарные жиры, чипсы, острые сухарики, газированные напитки, жевательная резинка и пр. В питании детей предусмотрено использование колбас и сосисок с обязательной маркировкой «для питания детей дошкольного и школьного возраста» без использования ряда пищевых добавок и пр.
Активно проводится работа по рекомендации включения в рацион детей, особенно в период летнего оздоровления, гематогена (который не является БАДом), сиропа шиповника для повышения общего тонуса организма.
Задачей школы является обеспечение гармоничного развития учащихся, способных исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся мире. Хотя её основной миссией является обеспечение передачи знаний и информации, школа также должна способствовать поддержанию и улучшению здоровья учащихся, развивать потребность в здоровом образе жизни.
Как в этих условиях сделать образование безвредным для здоровья учащихся? Это задача, которую можно решить только комплексным сотрудничеством родителей, педагогов, медиков и других специалистов.
Автор: помощник врача-гигиениста по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемиологического отдела Зельвенского районного ЦГЭ Ган Н.П.